РБК Стиль | Как подобрать ковер к интерьеру: мнение дизайнеров

Оригинал: РБК Стиль, дата публикации 3 декабря 2024 года.
Автор Екатерина Воробьева

Илья и Света Хомяковы, основатели и ведущие дизайнеры студии Quatrobase


Сила и суперспособность ковра — его адаптивность под разные запросы. Иногда он несет максимально функциональную роль — например, если в доме есть малыш, которому важно играть на мягких поверхностях. Иногда играет роль арт-объекта. На наш взгляд, ковер сегодня — более эстетическая вещь, по крайней мере именно так происходит в наших интерьерах. Отмечаем любопытный тренд возвращения ковров на стены и другие фокусные точки интерьера — тогда он становится основой всего решения или одним из ведущих стилистических элементов.

Выбирая ковер, необходимо отталкиваться от запроса заказчика. Есть ли аллергия на материал; ребенок (в этом случае важно учесть износостойкость и легкость чистки); домашние животные (например, кошки любят чесать когти о ковры из джута). А еще не забыть про высоту ворса и расположение ковра в комнате — заходит ли он под открывающуюся дверь, стоит ли на нем стол всеми ножками или только тремя. И самое главное — качество ковра. И с точки зрения состава, и с точки зрения исполнения оно должно быть безупречным.

Для нашего проекта — квартиры в бывшем доходном доме в центре Москвы — мы выбирали ковер, максимально подходящий под наши эскизы. В гостиной нам нужен был очень большой ковер для объединения и акцентирования лаундж-зоны: светлый, близкий по тону к полу. В итоге он был изготовлен по нашему эскизу (по форме, материалу и рисунку) — мы очень тщательно выбирали нитки, и для нас было сделано несколько образцов. Помимо идеального размера мы использовали неровные края, которые визуально смягчили геометрический строгий ритм мебели.

Мы опираемся не на тренды, а на свой опыт и свое видение. Но, если говорить о трендах в коврах, то отметим два противоречивых тренда. Первый — подчеркивание и любование несовершенством, связанным с ручным исполнением и использованием традиционных техник. Второй — упор на современные материалы и технологичность изготовления, такой хай-тек в коврах.

В коллекции West Hollywood органично сочетаются состаренные, как бы выцветшие краски и актуальные абстрактные узоры. В результате ковры вписываются практически в любой интерьер, наполняя пространство уютом и светом.

Илья Гульянц, основатель и архитектурный дизайнер El Born studio


Для меня ковер — это прежде всего арт-объект. Его цвет, фактура, орнамент или художественный рисунок задают настроение всему интерьеру. По этой причине размещать его можно не только на полу, но и на стене. Часто именно с ковра начинается весь проект, так как это довольно яркое и масштабное полотно.

Один из распространенных мифов — коврам из натуральных материалов нет места там, где есть дети. На мой взгляд, вопрос маркости ковров и любых материалов важен, но загрязнение материалов неизбежно. Это такие же естественные процессы, как и естественное старение древесины, выцветание краски на стенах и мебели. Во-первых, возможно заказать профессиональную чистку. Во-вторых, даже если какие-то пятна или загрязнения вывести не удастся, не стоит переживать. Все это придает интерьеру тот самый неповторимый характер.

Для этого проекта мы выбирали ковер так, чтобы он вписывался в концепцию интерьера, связанную с природой балтийского побережья. Цветовая палитра, рисунок и материал в нашем случае сыграли ключевую роль. Расцветка ковра, напоминающая морское дно, идеально перекликается с общей идеей интерьера.

Мне нравятся как ковры с четко выраженной геометрией, так и абстрактные, с акварельным переходом цвета — омбре. Что касается материала, то я всегда отдаю предпочтение натуральным коврам из шелка, шерсти или сизаля. Еще важно количество узлов — плотность ковра дает тот самый неповторимый переход цвета и приятный тактильный эффект.

Я не сторонник трендов в дизайне, придерживаюсь концепции и уместности того или иного ковра в интерьере. Но посоветовал бы обратить внимание на ковры из современных материалов (например, переработанного пластика), ковры с использованием металлизированной нити, а также созданные в коллаборации с известными дизайнерами: например, cc-tapis с Индией Махдави или Риком Оуэнсом.

Этот ковер — часть коллекции, созданной в коллаборации с выпускниками школы «Детали». Должно быть, именно поэтому здесь есть место смелым оттенкам, динамичной фактуре и паттернам. Неслучайно ковер отчасти взял на себя роль визуальной доминанты и «собрал» интерьер (проект Ильи Гульянца) вокруг себя.

Ольга Мельникова, руководитель и шеф-дизайнер компании OL interior, ОАЭ


Ковер можно выбрать двумя способами. Первый — когда интерьер уже готов, и ковер подбирается под мебель, декор, свет. Будет он монохромным в цвет интерьера или иметь яркий акцент — все зависит от смелости заказчиков, дизайнера, концепции и стиля интерьера. Второй — когда интерьер начинается с ковра, в который вы влюбились. В этом случае мебель, текстиль и декор я советую подбирать в колористике этого ковра. К примеру, голубой ковер можно поддержать голубыми акцентными креслами, пустить голубой кант на портьерах или сделать голубой подклад — декораторских приемов очень много.

На качестве ковра лучше не экономить. Для меня важно, чтобы ковер не лез. Первый вычес возможен в течение первых недель эксплуатации ковра, если ковер натуральный. Но если ковер все время линяет, это говорит о том, что он плохого качества.

Самый главный миф о ковре, что он пылесборник. На самом деле, если вы не положите ковер, то пыли будет некуда аккумулироваться в пространстве, и пол будет всегда казаться грязным и пыльным, сколько его ни мой. Поэтому ковер — спасение, просто его нужно чаще пылесосить.

Я люблю фантазийные ковры, не просто квадратной или прямоугольной формы. Такие здорово смотрятся в гостиных и обеденных зонах под столом и не дают пространству четких границ зонирования. Если говорить про цвета, то мне нравятся градиентные ковры, и сейчас мой фаворит — голубой. Но все меняется, и мои вкусы на ковры тоже.

В проекте виллы на Пальме в Дубае мне важны были большие нестандартные размеры и попадание в цвет. Поэтому все ковры в этом проекте были выполнены на заказ — в том оттенке и в тех размерах, которые были нужны.

Советую быть смелее при выборе ковра. Считать его полноценным участником интерьера, как диван или кухню. Не бояться дополнительного яркого цвета в ковре, так он может помочь красиво обыграть интерьер и добавить ему индивидуальности.

Лейла Камалова, дизайнер, руководитель студии Leyla Kamalova


Ковер — это завершающая часть интерьера, которая собирает все оттенки и детали. Он ставит завершающую, конечную точку. При его выборе важно учитывать состав — кому-то подходят более натуральные составы, клиентам важно, чтобы ковер был из натурального шелка или шерсти. У кого-то, наоборот, в приоритете синтетические материалы из-за аллергии на натуральные. А если мы говорим про общественные интерьеры с большой проходимостью, еще один критерий — износостойкость.

Однажды мы для интерьера заказали ковер, который сделали по копии древнего ковра, выставленного в «Эрмитаже». Он идеально вписался в современный интерьер, несмотря на то что его дизайн разрабатывался много веков назад.

Приемов использования ковров в интерьере очень много. Интерьеры все разные, и в каждом нужен свой ковер. Где-то он должен быть монохромным, без рисунков, сочетаться по цвету и фактуре с другими предметами интерьера. Где-то, наоборот, стать акцентом — с необычным рисунком, контрастными цветами — в общем, настоящим арт-объектом. А есть так называемые тактильные интерьеры — и тогда для интерьера подбирается ковер с высоким ворсом, чтобы создавать приятные ощущения.

Этот дом в Казани сделан нами под ключ и с нуля — с архитектурного проекта. В нем все продумано до мелочей под конкретную семью, наших постоянных заказчиков. Интерьер получился лаконичный, современный, вне времени — он актуален сейчас и останется таким и через десять лет. Большую роль сыграли натуральные материалы, такие как травертин, дерево, мрамор.

В коллекции Cartie Collection авангардные геометрические композиции сочетаются со сложными глубокими оттенками, превращая ковры в самодостаточные предметы интерьера с приятной фактурой. Проект Лейлы Камаловой.

Елена Карасаева, руководитель дизайн-бюро Helenka_design


Ковер — это сочетание эстетики и функционала. Помимо того, что на него приятно наступить босыми ногами, он еще всегда с эстетической точки зрения приятный элемент, который объединяет или подчеркивает формы, декоративные элементы и цвета конкретного интерьера. В общем, ковры играют если не ключевую, то очень важную роль, поэтому я всегда стараюсь использовать их в интерьере. А один из моих любимых приемов — это зонирование пространства с помощью ковра, когда, например, нужно визуально отделить столовую зону от зоны отдыха.

Один из распространенных мифов среди клиентов: за ковром сложно ухаживать. Если, к примеру, он будет лежать на кухне, то все крошки обязательно будут скапливаться на нем. На самом деле, даже если ковра не будет, крошек не избежать, а убрать их с легкостью можно с помощью пылесоса. Или часто думают, что шерстяной ковер будет служить источником аллергии. Хотя сегодня существует множество материалов, которые подходят и аллергикам.

Я люблю современные ковры. Мне нравятся ковры неправильной формы и ковры с разной высотой ворса, с геометрическими и винтажными рисунками или отсылающие к восточной эстетике. Я влюблена в такие ковры и всегда рекомендую заказчикам присматриваться именно к оригинальным вариантам.

Проект «Москва для смелых» — это квартира, которая покупалась немолодой уже парой. Супруги постоянно проживают в Кирове, а в Москву приезжают, чтобы встречаться с дочерьми.

Когда я предложила использовать ковры для зонирования на кухне, заказчица высказал сомнение, но мне удалось ее переубедить. Любопытно, что спустя время она мне звонила и делилась, что все гости в восторге от такого решения. Кроме того, эти ковры удивительным образом перекликаются с вазами — их формами и фактурой. Если говорить о ковре в гостиной, то его задача другая: он вносит динамику в спокойные монохромные оттенки всей комнаты.

Коллекция разработана ведущим дизайнером Ателье ковров Art de Vivre Алесей Медведевой. Рисунки ковров Kumo вдохновлены японскими гравюрами XVIII-XIX вв. «укиё-э». Проект Елены Карасаевой
Стилист Елена Карасаева. Фото Борис Бочкарев.

  • Фотограф: Борис Бочкарев,
  • Стилист: Елена Карасаева

Для дизайна коллекции использован один из самых распространенных японских орнаментов 一 «облака». Изделия сотканы из шерсти с добавлением эвкалиптового шелка. Обладают приятной на ощупь объемной фактурой и легким блеском.

  • Дизайнер: Елена Карасаева,
  • Фотограф: Борис Бочкарев,
  • Стилист: Елена Карасаева,
  • Ковер: Индийский ковер из шелка и шерсти West Hollywood (Art de Vivre)

Вам будет интересно

Как подобрать ковер

Как подобрать ковер

Как определиться с материалом и размером ковра, подобрать подходящий цвет и стиль?

Ковры Art de Vivre на выставке CARPET DIEM в Париже

Ковры Art de Vivre на выставке CARPET DIEM в Париже

Ковры бренда Art de Vivre приняли участие в международной выставке CARPET DIEM в Париже!

INTERIOR+DESIGN | Белое на белом, фотопроект Марины Бессоновой

INTERIOR+DESIGN | Белое на белом, фотопроект Марины Бессоновой

Американский архитектор Ричард Мейер считал, что белый цвет позволяет манипулировать светом, пространством и формой.