С одной стороны, восхищение изделиями ручной работы привычно для любой отрасли. Для hand-made продукта требуется высокое мастерство и особый подход, которые в совокупности объясняют его высокую ценность, а вместе с ней и высокую стоимость. С другой стороны, в некоторых случаях преимущества ручной работы не столь очевидны для покупателя, что порождает логичный вопрос: чем же она так ценна? Давайте разберёмся.
1. Каждый ковёр создаёт целая команда
Возможно, вы уже слышали про то, что процесс изготовления ковра вручную сложный и многоступенчатый. Но знаете ли вы, из каких именно этапов он состоит и какие виды ковров ручной работы существуют?
Сначала разрабатывается внешний вид будущего ковра: узор, фактура, цветовая палитра. За каждым из этих решений стоит многовековая традиция или дизайнер – в зависимости от того, будет ли ковёр выполнен в традиционном либо современном, авторском стиле. На этом же этапе решают, из каких материалов будет соткан ковёр и каким способом.
При упоминании ковров ручной работы обычно по умолчанию подразумевают способ узелкового плетения – и он является одним из самых популярных, – однако существуют также метод ручной набивки (тафтинг), handloom и техника плоского переплетения (килим).
После фундаментального подготовительного этапа выбранные для ковра волокна красят и приступают к плетению на специальных станках. Для создания особо искусных узоров необходима невероятная детализация и плотность, поэтому процесс ковроткачества может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Порой плотность ковра достигает нескольких миллионов (!) узелков на квадратный метр, а работает над ним команда мастеров, каждый из которых плетёт свою часть общего узора.
Когда ковёр завершён, его тщательно моют и трут специальными деревянными лопатами. На этом этапе ковёр проходит серьёзный тест-драйв: оценивается прочность самого полотна и качество окрашивания волокон. Известны случаи, когда в результате некачественного мытья ковёр линял после попадания на него кипятка прямо в магазине либо в квартире.
После мытья и сушки проводится фигурная стрижка ворса, если она была заложена в дизайн-концепцию. Это – отдельное мастерство, которое можно сравнить с резьбой по дереву и другими видами декоративно-прикладного искусства.
В числе популярных мировых точек, где ковроткачество давно поставлено на поток, – Индия, Пакистан, Иран и Непал. И если в первых трёх странах рейтинги возглавляют традиционные ковры, то Непал считается меккой современного дизайна: наряду с высоким качеством производства и материалов вроде тибетской шерсти там расположено множество штаб-квартир компаний, которые создают и продают ковры по всему миру.
2. Каждый ковёр уникален
Пожалуй, первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании ручной работы, – уникальность вещи. Даже два ковра, сплетённые по одной схеме, будут немного отличаться друг от друга – ведь их создают разные руки, в разное время и с применением разных подходов к одним и тем же узорам и узелкам.
Уникальность красной нитью проходит не только через процесс создания ковров, но и через всю отрасль ковроткачества. Авторский дизайн, особые техники и кропотливый труд ограничивают размеры партий. Коллекции нередко являются капсульными либо производятся строго под заказ, а возможность купить такой ковёр ощущается как шанс вытянуть золотой билет.
Уникальность ковров ручной работы во многом созвучна естественной потребности человека выделяться и выражать себя – а где ещё это делать, если не в своём доме? Желая отразить и продолжить свою личность в окружающей обстановке, человек обращает внимание на нестандартное и близкое ему по духу, и авторский ковёр прекрасно вписывается в этот сценарий.
- Дизайнер: Илья Гульянц (El Born studio),
- Ковер: Art de Vivre by Detali по дизайну Елены Лушкиной
Тренд на неповторимость и неидеальность уже давно набирает обороты в разных сферах, и интерьеры – не исключение. Люди устали от единообразия, стерильности и плоских экранов смартфонов настолько, что появился термин «тактильный голод». Именно поэтому в числе громких дизайн-тенденций последних лет – винтажные элементы, рельефные поверхности и активные фактуры. Вспомните, когда вы последний раз видели трендовый интерьер без обивки букле, деревянной антикварной мебели или арт-объектов из неглазурованной керамики?
- Дизайнер: Анастасия Коннова, Михаил Новинский и Марк Гришин, студия MNdesign,
- Фотограф: Сергей Красюк,
- Стилист: Яна Яхина и Полина Рожкова,
- Ковер: Индийский ковёр из шерсти SORRENTO
Точно так же, как в природе, в коврах ручной работы не бывает и не может быть идеальной симметрии и выверенных до миллиметра пропорций. Но тем они и хороши – словно живые, они способны почувствовать новое пространство и со временем подстроиться под него: под вес и походку хозяев, их привычные маршруты и окружающую мебель.
- Дизайнер: Альбина Морозова
- Дизайнер: Альбина Морозова
3. Каждый ковёр изготовлен из высококачественных материалов
Какой бы тип и стиль ковра вы ни выбрали, неизменным будет одно: он будет соткан из качественных волокон натурального происхождения. Какими именно они будут, зависит от дизайнерской идеи и технологии. К основным материалам, которые ложатся в основу ковров Art de Vivre, относятся овечья шерсть, шёлк, арт-шёлк, тенсел и джут.
Если шерсть и шёлк обычно не вызывают вопросов, то с арт-шёлком стоит сделать отступление. Этот прочный и гипоаллергенный материал получают из натурального сырья – целлюлозы. Внешне и на ощупь он практически не отличается от натурального шёлка, однако более доступен по цене. Арт-шёлк часто используют в производстве ковров ручной работы: создают с его помощью блестящую основу либо инкрустацию орнамента.
В одном ковре нередко сочетается несколько материалов – это даёт возможность сделать рельеф более богатым и разнообразным. Кроме арт-шёлка в роли дополнения могут выступать, к примеру, волокна льна или крапивы – их добавляют к базовым материалам, чтобы выделить и подчеркнуть акцентные части дизайна.
Существует также категория редких, или премиальных материалов. Использование таких волокон повышает уникальность и ценность ковра – например, если его сплели из кашемира, мериносовой шерсти, альпаки или мохера.
Слово «редкие» в данном случае – не преувеличение: кашемировые ковры в России можно найти только в Art de Vivre. Также в нашем ассортименте есть модели из альпаки и мериноса – гипоаллергенные, удивительно лёгкие и при этом тёплые, обладающие терморегулирующими свойствами.
4. Каждый ковёр – произведение искусства
И это не просто красивая фигура речи. Ковроткачество официально является видом декоративно-прикладного искусства, которое формировалось не одну тысячу лет. Один из «прародителей» относится к пазырыкской культуре, датирован V веком до н.э. и был найден на территории Восточного Алтая.
Восточные культуры в целом сильно повлияли на отрасль традиционных ковров и особенно – на их узоры. У каждого символа на полотне своё значение: например, лотос обозначает возрождение, пион – силу, гранат – плодородие, а благоухающие растения и фантазийные животные призваны напоминать о райских садах. Колористические схемы, композиционное расположение элементов, выбор паттернов и рельефов – всё это не просто приближает традиционные ковры к произведениям искусства. Оно полноценно определяет их как объекты искусства, давно и прочно вошедшие в культуры разных стран.
Справедливо это и для дизайнерских ковров, которые ничуть не уступают арт-объектам и настенным панно, нередко выступая в тех же ролях на интерьерных выставках и в дизайн-проектах. В конечном итоге традиции и современность не противоречат, а дополняют друг друга, выступая связующим звеном между высоким искусством и приземлённым бытом.
- Дизайнер: Екатерина Коталевская,
- Фотограф: Роман Спиридонов,
- Стилист: Евгения Шимкевич,
- Ковер: Индийский ковёр из шерсти ZIEGLER VINTAGE
А ещё такая, казалось бы, прозаичная вещь как ковёр может соединять судьбы людей самым причудливым образом. Например, дизайнер Юлия Голавская, организовывая фотосессию для коллекции ковров «Берег» по своим эскизам, случайно познакомила владельца местного яхт-клуба и приехавшую к ней на съёмки подругу, которые спустя время стали парой.
Возможно, и ваша судьба причудливо переплетётся с цветными нитями искусных полотен?
Автор: Дарья Дроздова, интерьерный журналист и декоратор.
https://iaahfr.com/